Новый год на Руси: история происхождения и традиции

Празднование Нового года до принятия христианства

 

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

К традициям дохристианского нового года относилось:

  • изготовление блинов, которые напоминали солнце и являлись его символом;
  • сжигание чучела Масленицы, как прощание с зимними холодами;
  • народные гулянья, игры и хороводы, куда входили прыжки через костер и ритуалы очищения.

Среди народа существовала традиция проводить время за накрытым столом, на который выставлялось все, что осталось после холодной зимы. До принятия христианства разделения между началом года и Масленицей не существовало.

Новый год на Руси

Традиции колядования

 

С 20 декабря начинался двенадцатидневный праздник, называющийся Коляда. Он символизировал начало солнцеворота и отмечал увеличение дня. Данная традиция была присуща всем народам восточной Европы. Дни рождения нового Солнца отмечались шутками и прибаутками. Люди рядились, приобретая образы животных и нечисти. В руках у колядующих всегда была звезда – символ праздника.

Обязательными ритуалами торжества были хороводы, напоминавшие солнечный ход по небу, жжение костров, к которым, по представлениям людей, приходили греться умершие родственники. Сочетание традиций Масленицы, Коляды и Рождества сформировали образ того, как выглядел Новый год на Руси.

Праздничные блюда

Новое солнце, приходившее в декабре, ознаменовывало начало очередного цикла, когда надо беспокоиться о весеннем посеве. Это торжество было связано с именем бога Велеса, отвечавшего за плодородие. Для него выпекали большой каравай, заменявший жертвенное животное, а также небольшие печенья в форме овец, коз или птиц, называющиеся козулями.

В богатых семьях первым блюдом подавался зажаренный поросенок, на внутренностях которого после трапезы гадали. Все выставляли традиционные блюда – кутью, приготовленную из пшеничной крупы, и узвар из сухих фруктов. Подготовка к празднику предполагала варку сытного пива и выпечку свежих пирогов с разными начинками. Неизменным оставалось желание людей поставить на стол много яств, чтобы следующий год был сытым и богатым.

Обряды

Праздник Коляды ровно посередине делится на светлые и страшные дни. Даже после появления Рождества и Васильева дня, отмечаемого первого января, остались древние обряды и обычаи празднования. По старым поверьям, с начала января из подземного мира на свободу выходит вся нечисть, поэтому появилась традиция ее отпугивать. Шумные гуляния, песнопения, колядки и нетрадиционные наряды способствовали этому. Добрые пожелания и подарки были обязательными для ряженых.

В первых числах января необходимо было вычистить избу, вымыться самим и одеть все новое или стиранное. Также трудно представить новогодние праздники без гаданий. Эта традиция пришла в христианский мир из далеких времен язычества. Сколько церковь не боролась с ней, но все тщетно. В каждой бане собирались девушки, чтобы нагадать себе суженного или попросить богатства. В ритуалах использовались зеркала и воск, кольца и валенки. Обязательным местом для гадания была баня. В давние времена ее считали сакральным местом и верили в чудотворную силу очищения.

Новый год на Руси

Новогодние обычаи периода христианства

 

Как было сказано выше, Новый год на Руси отождествлялся с Масленицей и Колядой до IX века. Если первая символизировала начало нового посевного сезона, то вторая – связывалась с рождением нового солнца. Оба праздника были важными и почитаемыми.

С 1492 года 1 сентября (14 сентября по новому стилю) на Руси празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Эта дата пришла на Русь из Византии, в которой каждые 15 лет 1 сентября, по окончании уборки урожая, собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по 15 лет. Встреча Нового года, разумеется, была далека от современной.

Новогодние церемонии “О начатии нового лета”, “На летопровождение” или “Действо многолетнего здоровья” в московском Кремле выглядели примерно так: на соборной площади устраивался большой помост, крытый коврами, рядом — между Архангельским собором и Иваном Великим — на помосте устанавливали три аналоя для Евангелий и икон, перед ними ставили большие свечи, а также стол с серебряной чашей для освящения воды.

Напротив располагались два места — для патриарха и царя. На помосте от Благовещенского до Архангельского собора стояли сокольники, стряпчие и дворяне, а за ними гости. Между Благовещенским и Успенским соборами располагались стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники и стрелецкие.

Начиналась служба: духовные лица по двое подходили к царю и патриарху, после чего шли поздравительные речи. Выслушав все поздравления, царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь. Ни о каких народных гуляниях, ёлках и новогодних украшениях тогда ещё не шло и речи.

Последний раз Новый год 1 сентября был отпразднован в 1698 году. С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью.

Новый год на Руси

Реформы Петра Первого

 

Большими нововведениями славится петровская эпоха. Царь-реформатор, используя европейский опыт, перенес новогодние торжества на 1 января. С новым временем приходят и новые традиции. Теперь к Новому году начинают украшать избы разноцветными фонариками и пушистыми лесными красавицами. В больших городах стали показывать фейерверки, что приводило в восторг не только детвору, но и взрослых. Простой народ не забывал традиции Коляды, которые хорошо вписались в новый формат.

Летоисчисление было приказано начинать от Рождества Христова. Первый раз новый праздник был отмечен в 1700 году, что тоже является символичным. В настоящее время люди также выполняют традиционные обряды. Некоторые из них сохранили только форму и утеряли значение, например, переодевание и посевание. Тем не менее, старинные обряды оказались очень живучими. Новый год на Руси был ярким пятном в условиях длительной и суровой зимы, когда так хочется веселого праздника и сытного застолья.

Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от Сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после “благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых”. Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И “чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года”.

Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу – после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в то время само слово “ёлка” стало синонимом трактира — отсюда и выражения “поднять ёлку” (выпить), “идти под ёлку” (идти в питейное заведение), а самих пьяных какое-то время именовали просто “ёлкиными”. Даже Пушкин в “Истории села Горюхина” описывал “древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное ёлкой и изображением двуглавого орла”.
Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож.

“В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи”. В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах “учинить трижды стрельбу” из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы.

Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.

Но настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят новогодние ёлки в домах, гости, новогодний ужин, балы, шампанское, ставшее популярным после победы над Наполеоном.
Позже, вместе с немецкими купцами, появятся в России ёлочные игрушки. Первая публичная ёлка будет установлена в 1852 году на Екатерингофском вокзале.
Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками…